Возврат товара ненадлежащего качества

Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» предусмотрено право на возврат потребителем товара ненадлежащего качества, обмен его на новый или возврата денег за товар ненадлежащего качества. Во избежание споров и судебных разбирательств, потребителю важно владеть информацией о сроках и правилах возврата товара ненадлежащего качества в магазин/продавцу.  Из данной статьи Вы узнаете:

— о возврате товара ненадлежащего качества – Закон о Защите прав потребителей;

— о возврате товара ненадлежащего качества по гарантии;

— как подать претензию на возврат товара ненадлежащего качества;

Возврат товара ненадлежащего качества – Закон о Защите прав потребителей

Итак, что говорит о возврате товара ненадлежащего качества Закон «О защите прав потребителей». Возврат товара ненадлежащего качества – возможность, которая предоставлена законом каждому гражданину (потребителю). Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

—  потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

—  потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

—  потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар ненадлежащего качества в магазин. Продавец в свою очередь должен принять товар ненадлежащего качества у Покупателя, и в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара, об этом говорится в п. 5 ст. 18 Федерального закона «О защите прав потребителей».

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ (п. 1 в ред. Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ).

Возврат товара ненадлежащего качества по гарантии

Как уже отмечалось ранее, в случае обнаружения в товаре недостатка, у потребителя возникает вопрос возможности его возврата. Гарантийный срок предоставляет потребителю такую возможность, однако реализация данного права имеет свои нюансы. Недостаток (дефект) товара может не обнаружиться сразу, нередки случаи, когда недостаток дает о себе знать лишь в определенных условиях или спустя какое-то время. Поэтому необходимо знать основные положения, которые регулируют правовую основу для возврата и обмена товара ненадлежащего качества по гарантии. Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» если в товаре, на который продавцом был установлен гарантийный срок обнаружен дефект (неисправность), потребитель вправе обратиться с претензией к продавцу если:

— неисправность была выявлена во время гарантийного срока или в пределах двух лет с момента приобретения товара (п.1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»);

— изъян (дефект) в товаре возник не по вине потребителя;

— имеется чек, гарантийный талон или иные документы, подтверждающие покупку товара.

При этом следует учитывать, что наличие недостатков в товаре учитываются только в том случае, если они не были указаны продавцом при покупке. То есть, если покупатель знал об имеющихся в товаре недостатках и намерено его приобрел, в последующем претензий к качеству такого товара покупатель предъявить не сможет. Также необходимо учитывать, что, если на отдельные комплектующие товара гарантия не распространяется, но до передачи товара покупателю недостатки уже имели место быть, такой товар может быть возвращен продавцу по общим правилам. Обнаружение недостатков (неисправности) в товаре подразумевает определенный порядок действий для ее возврата. Важно! Ни при каких обстоятельствах не осуществлять устранение дефектов самому или через сомнительные сервисы. Допускается ремонт по гарантии за свой счет, с тем, чтобы потом продавец или изготовитель возместил Вам понесенные расходы, вызванные приобретением товара ненадлежащего качества.

Как подать претензию на возврат товара ненадлежащего качества

Претензию по качеству товара в рамках гарантийного срока потребитель может направить в магазин / продавцу в устной форме. Однако мы рекомендуем направлять письменную претензию. Для этого составляется претензия (заявление) в двух экземплярах. Один экземпляр передается продавцу (в магазин), на втором экземпляре продавец обязан поставить отметку о принятии Вашей претензии на рассмотрение, этот экземпляр с пометкой продавца остается у потребителя на руках. В претензии указывается на дефект (неисправность) товара, его свойства. Описание должно быть максимально подробным. Основания для возврата товара ненадлежащего качества в течение гарантийного срока:

— недостаток товара мешает нормальному использованию товара по назначению;

— товар не соответствует ГОСТ или заявленным техническим параметрам.

Если недостаток товара, гарантийный срок на который еще не истек, проявился вследствие неправильного использования, хранения или перевозки, вернуть такой товар в магазин (продавцу) не получится. При этом следует учитывать, что правила возврата и обмена товара ненадлежащего качества не обязывают потребителя хранить кассовые чеки на покупку товара или упаковку. Иными словами, при их отсутствии, в возврате товара ненадлежащего качества по сроку гарантии продавец отказать не вправе.

Отдельно необходимо рассмотреть возврат товара ненадлежащего качества, если гарантийный срок на него истек. По Закону «О защите прав потребителей» в течение двух лет потребитель вправе обратиться с претензиями по качеству товара к продавцу (изготовителю, импортеру).  Однако для этого потребителю необходимо будет доказать, что выявленный недостаток товара носит явный производственный характер. Чтобы доказать наличие в товаре производственного дефекта, потребителю необходимо самостоятельно провести экспертизу товара за свой счет. В случае, если результат экспертизы покажет, что недостаток товара носит производственный характер (заводской брак), товар может быть возвращен потребителем и по истечении гарантийного срока. В этом случае потребитель вправе помимо возврата уплаченных за товар денежных средств вправе потребовать с продавца компенсации потраченных на услуги эксперта денежных средств. Также необходимо учитывать, что в отдельных случаях на изготовителя может быть возложено возмещение потребителю морального ущерба, вызванного приобретением товара ненадлежащего качества.

Документы необходимые для возврата товара ненадлежащего качества:

— заявление (претензия) покупателя о возврате товара;

— документ, подтверждающий приобретение товара;

— документ, подтверждающий наличие в товаре недостатка.

В случае подтверждения заявленного недостатка (брака) товара и принятия продавцом решения о принятии его к возврату, срок возврата денежных средств за такой товар не должен превышать 10 дней с момента обращения покупателя (ст.22 Закона «О защите прав потребителей»).

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы,

Вы можете связаться с нами по телефону 8 (499) 391-34-74

Оставить заявку